ALEXANDER MCQUEEN. ФАНТОМ ШЕКСПИРА

Alexander McQueen
фото Тим Уокер / British Vogue

All the world's a stage…
William Shakespeare

Иногда художники не штопают раны. Они шьют платья. И тогда одежда начинает пахнуть свободой. Как та, которую делал Маккуин. Весь мир — театр. Здесь и сейчас продолжается пьеса. И только случайно в закулисье мелькнет тень режиссера, который вновь и вновь усталыми руками выворачивает этот мир наизнанку, проверяя, насколько прочны швы…

Его прах развеяли над островом Скай. Какой-то чудак отчаянно ведет от его имени страничку на twitter. Рассказывает об ангелах. А новых невест все так же обнимают белоснежные платья как вечные крылья Alexander MсQueen. Каждый его показ был бесконечным выбором: быть или не быть… Так случилось, что знаменитый монолог Уильяма Шекспира станет для английского дизайнера пророческим. Шекспировский фантом будет сопровождать Александра Маккуина весь его творческий путь.

Быть может, история этого невероятного диалога началась после скандального инцидента в престижном лондонском ателье «Anderson & Shepherd» на Savile Row, где работал Маккуин. Шалость выглядела так: сначала Ли Александр вшил в подкладку пиджаков его высочества принца Чарльза лоскутки с надписью «Здесь был Маккуин», а перед уходом из ателье написал мелом непристойность на спине его пиджака. К слову, позже сэр вручит ему награду Великой Британии, сделав Александра Маккуина ее кавалером. А время спустя Кейт Миддлтон выйдет замуж за принца Уильяма в подвенечном платье от Alexander MсQueen. Именно после этого Маккуин приходит в театральную мастерскую Лондона, в которой мастера шьют костюмы по оригинальным лекалам 16 века.

«All the world's a catwalk…» — такая вывеска, сродни той, что приветствовала посетителей шекспировского театра, вполне могла бы появится над модным домом Ли Александра Маккуина. Театр «Глобус» в первую очередь отличал живой диалог актеров со зрителем. И по сей день, некоторые театральные школы исповедуют шекспировскую интерактивность, отсутствие «четвертой стены», когда актер на сцене может запросто обратиться к человеку в зрительном зале. Пожалуй, именно Маккуин полностью воплотил в своих сумасшедших модных показах идею своего земляка, сделав из шокированных зрителей полноправных участников своих перфомансов. Как шекспировский Гамлет ставит с приезжими актерами свою «Мышеловку», так и Маккуин со своих первых шагов беспощаден к правде жизни.

«Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту «фэшн-тусовку» в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение — меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил» — однажды признался дизайнер.

Сценарии показов Маккуина всегда напоминали шекспировские драмы, где главное — читать между строк, и где в одной фразе сокрыта эпоха. Уже первый дипломный показ Маккуина становится легендой — дизайнер отдает дань рабочему кварталу Ист Энда и первым вводит в мировую моду сползающие с бедер брюки с заниженной талией — так называемые «бамстеры». Показ его шокирующей коллекции «Изнасилование Шотландии», когда дизайнер выпустил на подиум моделей в изодранных вещах, из-под шотландских юбок которых свисали окровавленные бинты, был посвящен трагичным событиям в Шотландии в XVIII веке и стал настоящей пощечиной. Однажды на дефиле Маккуин вывел манекенщиц в платьях, вывалянных в грязи, с приклеенной мертвой саранчой. Когда его попросили прокомментировать увиденное, он говорил про бедствие в Африке, в которой теперь голод. Выпускал на подиум чернокожую модель в наручниках. Устраивал дефиле в церкви. Весь мир лицедействовал.

«Это сегодня дизайнер номер один. Сумасброд, но абсолютный гений», — признался директор-администратор Британского совета моды Саймон Уорд. Трижды Маккуина объявляли лучшим британским модельером (British Designer of the Year). Его часто называли «хулиганом английской моды» и «l'enfant terrible» и добавляли: «мыслит как дьявол, но кроит как ангел». Язык одежды Маккуина столь же метафоричен, как стиль английского драматурга. Каждая деталь сочиненного дизайнером костюма, подобно оригиналу шекспировского текста, насыщена игрой слов, эмоций, цитат. «Я думаю, что жизнь — это мрачная сказка, бесконечная карусель. Мое шоу — об этом. Родители говорят детям, что клоуны должны делать людей счастливыми. Это неправда. На самом деле они не делают никого счастливыми. Они сами — страшные и грустные», — говорит Маккуин.

Прославленный принт кутюрье, представляющий собой изображение черепа, вошел в мировую моду как знак, подпись Ли Александра Маккуина. Символ осмысления бытия, печать трагедии, знак бренности человеческого существа. Вечная рефлексия Маккуина и знаменитый разговор с бедным Йориком — черепом уже из другой пьесы — пьесы великого Уильяма. Пожалуй, за всю историю современного человека самыми известными черепами — знаками остаются череп из шекспировского «Гамлета» и череп на одежде, сделанной Александром Маккуином. «…Or to take arms against the sea of trobles, and by opposing end them…to die to sleep no more». Он родился, когда парни из Лондона во всю меняли этот мир, напевая ему о земляничных полях. Он ушел, когда город так ждал его слов на Fashion Week. Когда-то так же уходила Дитрих, с расклеенными по всему городу афишами.

Это потом станет ясно, что так беспокоило в его одежде, в нем самом. Что заставляло неумолимо останавливать взгляд. И почему становилось страшно смотреть на эту жизнь взахлеб. Кажется, он мог сшить любой костюм. Но так и не смог сшить две реальности. Одна из них трепетала респектабельным лоском, другая — изнанкой мира и кварталом детских воспоминаний, где залетевшая птица отчаянно билась в окно. Это был яркий безумный карнавал на одну ночь. Художника, которого звали Ли Александр Маккуин.

текст: Ольга Орлова

© Orloff Russian Magazine