Андрей Тарковский: итальянские реликвии

Bonhams

Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра в Коста-Парадизо, Сардиния, 1979, фото из собрания А.Тарковского
Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра в Коста-Парадизо, Сардиния, 1979 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Аукционный дом Bonhams представил на торги коллекцию редких полароидных снимков Андрея Тарковского. Большое количество кадров из личного семейного архива публика видит впервые. На них — Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони, места съемок «Ностальгии» и образы итальянского паломничества режиссера. 257 фотографий будет продано 6 октября в рамках лондонских торгов «NOSTALGIA. Before and After. A Collection of Unique Polaroids by Andrey Tarkovsky».

«Я хорошо помню, как в 1980 году, приехав из Италии, отец бережно раскрыл цветную упаковку Polaroid и сделал первые снимки. Он собирал материал для фильма «Ностальгия» и много фотографировал семью, Воробьевы горы, деревню под Рязанью, где у нас был дом, который он очень любил. Густой туман над рекой, сумерки, луна над крышей дома — все эти моменты из нашей жизни, запечатленные на снимках, стали основой видений и снов Андрея Горчакова, главного героя фильма. Даже фотографии, сделанные им в Италии, напоминают мне о России, и кажется, что он все время пытался найти там что-то похожее на русскую природу, на родные места, которые он никогда больше уже не увидит. «Ностальгия» — наверное, одна из самых автобиографических картин отца, но тогда никто еще не думал, насколько пророческим станет для него этот фильм…», — рассказывает сын режиссера Андрей Тарковский.

«Тарковский был художник, полный духовности. Он хотел попробовать снимать в Италии. Это был 78-79 год, и мы с женой целых три года добивались этого. Было трудно. И вдруг пришла спасительная идея, что писать итальянский период есть у каждого русского художника, это — обязательный этап его жизни. И мы тогда написали какой-то сюжет о путешествии в Италию, который никакого отношения к настоящему будущему фильму не имел. Наконец-то решаются отпустить Андрея в Италию. Но сына и жену оставляют в Москве. Мы в Италии. На телевидении мы были вынуждены сделать фильм об Италии. Если будет случай, посмотрите этот фильм. В нем мы вдвоем говорим о кино, на самом деле зная, что мы должны делать что-то другое. Наконец, посередине нашего путешествия рождается настоящая тема — это ностальгия. И Андрей попросил не называть фильм по-итальянски «ностальджия», а сказал: «Нет, назовем по-русски «ностальгия», потому что нет ничего похожего на русскую ностальгию. Андрей Тарковский по-сумасшедшему любил Россию. Ни в коем случае он не хотел остаться на Западе, он хотел там работать. Он любил Россию бесконечно. Я часто наблюдал, как он останавливал машину и подолгу стоял у вспаханных полей. Тогда я ждал. Но однажды спросил его: «Андреа, на что ты смотришь? Почему ты так подолгу стоишь у вспаханного поля?» «Потому что я здесь, в России, Тонино..» — «Как в России?» - «Потому что вспаханная земля везде одинаковая. В Италии, Испании, России. И я смотрю на нее и стою… в России».

Тонино Гуэрра об Андрее Тарковском

Человек, который сочинил эпоху. Интервью с Тонино Гуэрра

© Orloff Russian Magazine

Натюрморт, Баньо-Виньони, Тоскана, август 1979, фото из собрания А.Тарковского
Натюрморт, Баньо-Виньони, Тоскана, август 1979 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Андрей Тарковский, Монте-Сан-Бьяджо, июнь 1982, фото из собрания А.Тарковского
Андрей Тарковский, Монте-Сан-Бьяджо, июнь 1982 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Баньо-Виньони (Сан-Квирико-д’Орча), Тоскана, август 1979, фото из собрания А.Тарковского
Баньо-Виньони (Сан-Квирико-д’Орча), Тоскана, август 1979 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

На съемках картины «Ностальгия», Баньо Виньони, ноябрь 1982 года, фото из собрания А.Тарковского
На съемках картины «Ностальгия», Баньо Виньони, ноябрь 1982 года / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Поле в Баньо-Виньони (Сан-Квирико-д’Орча), Тоскана, август 1979, фото из собрания А.Тарковского
Поле в Баньо-Виньони (Сан-Квирико-д’Орча), Тоскана, август 1979 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Стена аббатства Сан Галгано и друзья Андрея, фото из собрания А.Тарковского
Стена аббатства Сан Галгано и друзья Андрея / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони, Энрика Антониони в Коста-Парадизо, Сардиния, 1979, фото из собрания А.Тарковского
Андрей Тарковский, Микеланджело Антониони, Энрика Антониони в Коста-Парадизо, Сардиния, 1979 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Сан-Грегорио, 1984, фото из собрания А.Тарковского
Сан-Грегорио, 1984 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Тонино Гуэрра в отеле Le Terme, Баньо-Виньони, фото из собрания А.Тарковского
Тонино Гуэрра в отеле Le Terme, Баньо-Виньони / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

На съемках картины «Ностальгия», октябрь 1982 года, фото из собрания А.Тарковского
На съемках картины «Ностальгия», октябрь 1982 года / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

День конфирмации, Сан-Грегорио, 24 июня 1984, фото из собрания А.Тарковского
День конфирмации, Сан-Грегорио, 24 июня 1984 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Сан-Грегорио, фото из собрания А.Тарковского
Сан-Грегорио / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Тонино Гуэрра в окрестностях замка Монтернано, 28 апреля 1982, фото из собрания А.Тарковского
Тонино Гуэрра в окрестностях замка Монтернано, 28 апреля 1982 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Андрей Тарковский в Риме, 29 июля 1980, фото из собрания А.Тарковского
Андрей Тарковский в Риме, 29 июля 1980 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

Вид из окна, Баньо-Виньони, Тоскана, август 1979, фото из собрания А.Тарковского
Вид из окна, Баньо-Виньони, Тоскана, август 1979 / фото из собрания А.Тарковского / Bonhams

The Furnish