Мадонна и сирень. Главная картина русских торгов

Russian Art Week 2019

«Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина

фото Christie's

«Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина стал самой дорогой картиной в истории русских торгов — 3 июня 2019 холст ушел с молотка на Christie's за £9,286,250.

Картина, которая 90 лет находилась в частной коллекции, скрывает бесценное свидетельство: эксперты обнаружили под слоем натюрморта оставленный художником образ Мадонны с младенцем. «Это необычайное открытие. На одном холсте сосуществуют два ключевых образа Петрова-Водкина: Мадонна с младенцем и натюрморт, — рассказывает эксперт Christie's Александра Бабенко. — Любопытная перевернутая надпись на холсте заставила сделать предположение, что Петров-Водкин впервые использовал полотно осенью 1927 года во время отдыха в крымском городе Коктебель, а затем переписал в следующем году по возвращении в Детское село под Ленинградом». Дальнейшее исследование полотна с использованием инфракрасного света подтвердило догадку.

Сюжет натюрморта отсылает к «Ветви черемухи в стакане» 1932 года, которая находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. За исключением цветущей ветви и блюдца с чайной ложечкой, Петров-Водкин повторяет здесь те же образы: граненый стакан с водой, синюю скатерть, хрустальную чернильницу, спичечный коробок и журнал «L'Art Vivant».

«В центре холста — свежесрезанная ветвь цветущей сирени с множеством нежных сиреневых цветов, создающих спонтанную форму и, таким образом, противодействующих строгому определению искусственных объектов натюрморта. Когда зеленая ветвь опускается в воду, художник внимательно наблюдает за искажением форм и света, что позволяет ему передать прозрачность стоячей воды и ослепительные отражения света на ярко-красной обложке журнала. Тщательно прорисованные опавшие листья в натюрморте означают понятие memento mori, возможного напоминания зрителю о мимолетности жизни. Художник четко очерчивает композиционное пространство, безжалостно обрезая почти лишние края журнала, конвертов и даже сирени», — описывает произведение Christie's.

Первый январский номер парижского журнала «L'Art Vivant» за 1925 год, который увековечил на картине художник, вышел со статьей Сергея Ромова (Serge Romoff) о новой русской школе живописи, где он говорил об особой роли в ней Кузьмы Петрова-Водкина: «Увлечение конструктивизмом, похоже, уже прошло. Обогащенное всеми приобретениями последних лет, создано искусство более определенное, более взвешенное. Изучение древних, наблюдение за природой, проблема композиции живописи — снова на повестке дня. В этом отношении следует упомянуть имя Петрова-Водкина, чтобы отметить его влияние на молодых художников последних лет. Если до революции мы могли говорить только о русских художниках, то теперь нам позволено говорить о русской школе искусства. Рожденная в смятении и богатая славным прошлым, русская школа представляет одну из самых плодотворных в эволюции современного искусства».

Холст был подарен историком искусства Борисом Терновцем миланскому искусствоведу швейцарского происхождения Джованни Шейвиллеру около 1932 года в благодарность за помощь в создании коллекции итальянского современного искусства в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. «Натюрморт с сиренью» в 1929 выставлял Институт Карнеги в США, а также она была представлена в 1932 году на биеннале в Венеции.

© Orloff Russian Magazine

«Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина

фото Christie's

 

«Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина

фото Christie's

 

Журнал «L'Art Vivant», 1925 год / архивное фото

Журнал «L'Art Vivant», Париж, 1925 год / архивное фото