«В лице для меня раскрывается космос»: полотна Явленского откроют в Кельне

Lempertz

Алексей фон Явленский. Лик Спасителя, 1919

Алексей фон Явленский. Лик Спасителя, 1919 / фото Lempertz

Редкие картины Алексея фон Явленского, включая портрет из собрания Нины Кандинской, будут проданы на предстоящем аукционе в Кельне. Торги «Modern Art» аукционного дома Lempertz пройдут 1 июня 2018 года.

Самая дорогая работа русского экспрессиониста, которую предлагают немецкие антиквары — «Лик Спасителя» (1919). Эксперты оценили картину Явленского в €400,000-€500,000.

Свои первые абстрактные вариации Явленский создает на берегу Женевского озера, где находит приют во время Первой мировой войны. Именно в это время Явленский посвящает себя знаменитым циклам «Абстрактные головы» и «Лики Спасителя». Он стремится к «первозданному изображению» лица, ищет его математическую формулу с помощью красок. Исследователи творчества Явленского, говоря об абстрактных образах художника, применяют термины «криптографические знаки», «живописные шифры», посредством которых он размышляет о божественном в человеке. «Я русский по рождению, моей славянской душе всегда были близки иконопись и древнерусское искусство. Моя работа — это моя молитва, высказанная красками», — писал Алексей фон Явленский.

Предполагается, что представленная на аукционе работа «Лик Спасителя» находилась в коллекции Нины Кандинской, супруги Василия Кандинского, затем попала во Франкфурт в галерею Ханны Беккер, немецкой художницы и арт-дилера. С 1955 года картина хранилась в одной семье в Швейцарии. Впервые за полвека она открыта для коллекционеров.

Редкая картина Явленского, представленная на аукционе — «Мистическая голова: Земля» — написана в том же 1919 году (эстимейт €200,000-€250,000). Работа построена на эмоции цвета, его отношениях и природе. Эмми Шейер, знаменитая «Галка», которая возвестит миру картины художника, заметит: «Явленский перенес человеческую голову как таковую на язык абстрактной жизни, вывел ее из своего земного существования, чтобы проявить душу и дух. Новые законы, обнаруженные им таким образом, являются математическими. Он усвоил законы других искусств в своих картинах: архитектуры в балансировке цветов, музыки в звучном ритме цветов, танца в линии красок, скульптуры в форме цветов, поэзии как содержания или как слова, провозглашенного красками, и живописи как объединения их в симфонии».

«Натюрморт: Цветы в фиолетовой вазе» был написан Явленским около 1935 года (эстимейт €50,000-€70,000). Картина создана в период, когда Явленский уже прикован болезнью к креслу, художнику приходится привязывать кисти к рукам, которые не слушаются. В это время он создает цикл «Медитаций». Эту серию художник прерывает картинами цветов.

«Как правило, в центре узкого и вертикального пространства расположены яркие цветы: здесь это фиалки в вазе фиолетового цвета, которые создают очаровательный дополнительный контраст с окружающим их красно-оранжевым пространством… Это экспериментирование с оформлением пространства и расположением цветов, похоже, стало особым увлечением художника, подобно созданием вариаций лиц. Он использовал, казалось бы, простые средства и композиционные схемы для достижения грандиозного эффекта и создания малоформатных произведений огромной силы», — комментируют эксперты аукционного дома.

Напомним, что самая дорогая картина Алексея фон Явленского «Шокко в широкополой шляпе» (1910) ушла с молотка в феврале 2008 года на лондонских торгах Sotheby's за £9,428,500.

© Orloff Russian Magazine

Алексей фон Явленский. Мистическая голова: Земля, 1919

Алексей фон Явленский. Мистическая голова: Земля, 1919 / фото Lempertz

 

Алексей фон Явленский. Натюрморт: Цветы в фиолетовой вазе, 1935

Алексей фон Явленский. Натюрморт: Цветы в фиолетовой вазе, 1935 / фото Lempertz