Венский кинофестиваль подготовил большую ретроспективу советского кино

Viennale 2017

Кадр из фильма «Старое и Новое» (1926–29)

Кадр из фильма «Старое и Новое» (1926–29) / реж. Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров

В рамках Венского международного кинофестиваля пройдет демонстрация советских фильмов «Utopia and Correction» («Утопия и коррекция»). В этом году организаторы Viennale совместно с Австрийским музеем кино представят 30 кинолент, созданных в периоды неоднозначного противостояния художника и власти, энтузиазма и репрессий — 1920-1930-е и 1950-1970-е. Специально отобранные и скомпонованные кинематографические шедевры Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна, Сергея Юткевича, Марлена Хуциева, Михаила Швейцера, Динары Асановой предстанут в виде 15 художественных диалогов. Основным методологическим параметром выступит не хронологическая последовательность и историческая завершенность, а внутренняя преемственность и авторская свобода.

«Цель состоит в том, чтобы показать — особенно в 2017 году, которая знаменует собой 100-летие Октябрьской революции — как утопии, так и их «исправления»: изменение и согласование социальных и художественных видений в преобладающих условиях производства, но также государственный редизайн и пересмотр идей, рассказов и фильмов. Утопии первого поколения советских кинематографистов, которые были «исправлены» во время царства сталинского террора, встречали надежды, мечты и разочарования поколения режиссеров, которые после смерти Сталина в 1953 году возродили советское кино в плане эстетики и содержания», — рассказывают организаторы.

Кураторами проекта выступили киноведы Наум Клейман (основатель Эйзенштейн-центра и бывший директор Московского музея кино) и Артем Сопин. В качестве гостей фестиваля они представят фильмы, прочтут вводные лекции, дадут интервью. На всех сеансах будут показаны оригинальные версии с субтитрами. Столь значительный тематический смотр позволит посетителям крупнейшего немецкоязычного кинособытия года увидеть, в том числе, ранее незнакомые картины, которые доступны только в виде копий на 35-мм пленке, и хранятся исключительно в российских архивах. Масштабную организационную поддержку осуществили Госфильмофонд и Федеральное Министерство Европы, интеграции и международных дел Австрии.

Показы пройдут с 13 октября по 30 ноября 2017 года.

Список кинолент венской ретроспективы

Дзига Вертов, «Шестая часть мира» (1926)
Улдис Браун, «235 000 000» (1967)

Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров «Старое и Новое» («Генеральная линия») (1926–29)
Михаил Швейцер, «Тугой узел» (1956)

Сергей Юткевич, «Кружева» (1928)
Марлен Хуциев, Феликс Миронер, «Весна на Заречной улице» (1956)

Николай Экк, «Путёвка в жизнь» (1931)
Игорь Шешуков, «Вторая попытка Виктора Крохина» (1977)

Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, «Одна» (1931)
Василий Шукшин, «Странные люди» (1969)

Александр Мачерет, «Дела и люди» (1932)
Михаил Швейцер, София Милькина, «Время, вперед!» (1965)

Игорь Савченко, «Гармонь» (1934)
Эльдар Рязанов, «Карнавальная ночь» (1956)

Юлий Райзман, «Летчики» (1935)
Лариса Шепитько, «Крылья» (1966)

Борис Барнет, «У самого синего моря» (1935)
Михаил Калик, «Человек идет за солнцем» (1961)

Сергей Герасимов, «Семеро смелых» (1936)
Михаил Калатозов, «Неотправленное письмо» (1959)

Александр Медведкин и Александр Оленин, «Новая Москва» (1938)
Марлен Хуциев, «Июльский дождь» (1966)

Александр Зархи и Иосиф Хейфиц, «Член правительства» (1939)
Глеб Панфилов, «Прошу слова!» (1975)

Александр Ивановский, Герберт Раппапор, «Музыкальная история» (1940)
Эльдар Рязанов, «Берегись автомобиля» (1966)

Александр Разумный, «Тимур и его команда» (1940)
Павел Арсенов, «Спасите утопающего» (1967)

Владимир Юренев, «Весенний поток» (1940)
Динара Асанова, «Ключ без права передачи» (1976)

© Orloff Russian Magazine

The Furnish