Двуглавый орел на старинных русских вышивках
Русское Собрание
Русский кокошник. Россия, 1800–1880. Бархат, металлическая нить, перламутр, стекло, полудрагоценные камни. Из коллекции Натальи Шабельской / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества и доказать, что эти скинутые сарафаны и брошенное рукоделье ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество — душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой, а в лице отдельных сознательных, свободных и культурных лиц вернется и скажет: «верните нам наши песни, верните нам наши узоры!»
Иван Билибин. Мир Искусства, 1904 год.
Летопись русской вышивки хранит ослепительной красоты сюжеты, в которых центральное место занимает двуглавый орел. В музейных коллекциях мира можно обнаружить редкие образцы сказочных текстильных орлов. Руки мастериц вышивали дивных птиц золотыми нитями и жемчугом сотни лет. Орнамент появляется на кокошниках, церковных тканях, украшает домашний текстиль. Двуглавых птиц можно увидеть на древних новгородских изображениях — на оплечье одеяния князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского на фреске храма Спаса на Нередице 1199 года и на одеждах святых Бориса и Глеба на фреске 1380 года в соборном храме Спаса Преображения Ковалевского монастыря.
Исследователи связывают двуглавого орла на старинных русских вышивках со стихией небесного огня и матери-земли, христианской византийской символикой и древними сакральными знаниями.
Двуглавые птицы зачаровывали собирателей русской старины. В стенах Метрополитен-музея Нью-Йорка хранятся роскошные экземпляры из коллекции Натальи Шабельской. Сотни жар-птиц выпорхнули из сундуков северных красавиц, вышитые золотом на гранатовом бархате кокошников, вплетенные в белоснежные кружева и расшитые жемчугом. Образцы вышивки были в текстильной коллекции художника Ивана Билибина, который переносил эти сюжеты в мир русской сказки. Стаи двуглавых птиц мы видим в собрании Эрмитажа, Этнографического и Русского Музея, Государственного Исторического музея.
Между тем, сколько ни расспрашивай, в любом углу России крестьянок, вышивающих полотенца, простыни, головные уборы и прочее, всюду постоянно услышишь, что они шьют, хотя и на память, но всегда по прежним, исстари ведущимся образцам, передаваемым из рода в род.
У нас есть под руками целый ряд памятников, дозволяющих приурочивать узоры русских полотенец, простынь и прочего ко времени несомненному. Это — орнаменты и заглавные буквы наших рукописей. Время происхождения каждой рукописи почти всегда может быть определено с полнейшею достоверностью, и вот на такие-то твердые точки опоры могут опереться русские узоры.
Главнейшие и характернейшие фигуры наших вышивок имеют самое близкое сходство с орнаментами и заглавными буквами наших рукописей XII, XIII и XIV веков, особливо двух последних, и здесь заключаются необыкновенно важные материалы национального нашего искусства и мифологии… Наши многочисленные двуглавые птицы имеют своих прототипов в изображениях двуглавых птиц, сильно распространенных в нашей древности, и, между прочим, много раз повторенных и в заглавных буквах XIII и XIV века.
Из книги Владимира Стасова «Русский народный орнамент», 1894 год.
Очень излюблена форма двуглавого орла, который вышивался на всевозможные вариации; этот орел часто терял свои определенные формы, принимая, в своей переходной стадии, вид оригинального узора с элементами и животного и растительного орнамента. Сами бабы не усматривали этого перехода и уже не замечали больше орла, называя узор очень странными и непонятными названиями, напр. «корабельная пристань» — несомненный видоизмененный двуглавый орел. Далее следы орла постепенно совершенно исчезают, и получается уже узор «наводами» скорее растительного характера.
Из статьи Ивана Билибина «Народное творчество Севера». Журнал «Мир искусства», 1904 год.
Запястье. Россия, Москва. Вторая половина XVII века. Шелк репсового плетения, нить золотная, блестки, жемчуг / Музеи Московского Кремля, Москва
Запястье. Россия, Москва. Вторая половина XVII века. Шелк репсового плетения, нить золотная, блестки, жемчуг (фрагмент) / Музеи Московского Кремля, Москва
Русский кокошник. Россия, 1830–80. Бархат, металлическая нить. Из коллекции Натальи Шабельской / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Накосник. Россия, XIX век/ Шелк, хлопок, перламутр, стекло. Из коллекции Натальи Шабельской / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Кафтан ездовой. Россия, Москва; камка — Италия; бархат "косматый" — Польша, Гданьск. Вторая половина XVII в. Бархат, камка, киндяк, нить золотная, нить шелковая, галун / Музеи Московского Кремля, Москва
Фрагмент полотенца. Россия, 1780–1820. Лен, хлопок. Из коллекции Натальи Шабельской / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мешочек для амулета. Россия, XVIII век. Шелк, перламутр, металлическая нить. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Русский кокошник. Россия, XIX век. Бархат, металлическая нить. Из коллекции Натальи Шабельской / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Кружево постельного покрывала. Россия, начало XIX века. Хлопок, шелк / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Кружево постельного покрывала. Россия, первая половина XIX века. Хлопок, шелк / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Кружево постельного покрывала. Россия, начало XIX века. Хлопок, шелк / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Вышивка. Россия, XIX век. Шелк, лен, металл, ткань ламбрекен. Шелк, лен, металл, ткань ламбрекен / Государственный Этнографический музей, Санкт-Петербург.
Русский кокошник. Россия, Нижегородская губерния, XVIII век. Бархат, набойка хлопчатобумажная, позумент, металлические нити. Из коллекции Натальи Шабельской / Государственный Этнографический музей, Санкт-Петербург
Деталь столешника. Россия, XVII век. Вышивка швами-атласниками белыми льняными нитями по белому льняному полотну. Из собрания Н. Д. Дмитриева-Оренбургского / Русский музей, Санкт-Петербург
Сумочка. Россия, конец XVIII века. Шелк, жемчуг, металлическая нить / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Русский кокошник. Россия, XIX века. Бархат, металлическая нить. Из коллекции Натальи Шабельской / Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Подушечка. Россия, XVIII век. Ткань, шелк, металлическая нить, фольга / Государственный Этнографический музей, Санкт-Петербург
Конец полотенца. Вологодская губерния. XVIII век. Лен, хлопчатобумажные нити, коклюшечное кружево, вышивка по сетке, мережки. Из коллекции Натальи Шабельской / Всероссийский музей декоративного искусства, Москва
Конец полотенца. Россия, Орловская губерния, XVIII-XIX век. Хлопок, коклюшечное кружево, вышивка по сетке / Музей искусств Кливленда
Вышивка. Россия, Калужская губерния конец XIX века. Лен, хлопчатобумажные нити. Из коллекции Натальи Шабельской / Государственный Этнографический музей, Санкт-Петербург
Вышивка. Россия, Калужская губерния, XIX век. Лён, хлопчатобумажные нити, металлические нити. Из коллекции Натальи Шабельской / Государственный Этнографический музей, Санкт-Петербург
Салфетка. Россия, XIX век. Нить шерстяная, металлическая нить, ткань / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Текст: Ольга Орлова
© Orloff Russian Magazine