«Илья Муромец» на серебре, «Угощение устрицами» на фарфоре, — на Sotheby's представили шедевры русских коллекций
Sotheby's
фото Sotheby's
На Sotheby's ушли с молотка исключительные предметы русского искусства из частных собраний. Торги «Fabergé, Imperial & Revolutionary Art» прошли 26 ноября 2024 в Лондоне.
Среди редкостей – портреты семьи Юсуповых кисти Зинаиды Серебряковой, сокровища Fabergé, фарфор эпохи Николая I из частного британского собрания, фигурки с народными типажами, роскошные работы дореволюционных мастеров серебряных дел. Живопись представлена русскими пейзажами Ивана Похитонова, Петра Верещагина, Василия Поленова, Льва Лагорио и авангардным натюрмортом Михаила Ларионова. Среди парадных портретов фигуры Екатерина II, Александра I, граф Александра Суворова. Старинные произведения иконописи в эмалевых окладах редкой красоты.
«В этом году мы рады объединить на одних торгах впервые почти за два десятилетия предметы искусства и картины. Аукцион возглавляют две прекрасные коллекции фарфора. Первая — музейного качества коллекция фигурок серии «Народы России» и «Торговцы и продавцы» эпохи Екатерины Великой. Правление Екатерины II признано золотым веком в истории России. Эта серия фарфоровых статуэток, созданная Жаком-Домиником Рашетом, представляет яркий пример патриотизма императрицы и ее осмысления многоликого народа через коллекцию, которая демонстрирует его различия. Вторая значительная коллекция переносит нас в эпоху Николая I, под патронажем которого процветало производство на Императорском фарфоровом заводе. Большая фарфоровая ваза в оправе из золоченой бронзы является прекрасным примером непревзойденных возможностей мастеров Императорского фарфорового завода переносить трехмерные объекты на живопись. Лицевая сторона расписана по мотивам картины Франца ван Мириса Старшего «Угощение устрицами»…», — рассказывают эксперты Sotheby's.
Самым дорогим произведением, проданным Sotheby's, стал портрет Феликса Юсупова, написанный в 1925 году пастелью на бумаге Зинаидой Серебряковой — продан за £276,000 (оценивали в £40,000 - 60,000). Фарфоровая ваза с картиной «Угощение устрицами» была приобретена в новую коллекцию за £216,000. Старинный серебряный ковш в золоте, инкрустированный эмалью, работы московской фирмы Василия Агафонова, ушел с молотка за £132,000. Икону Богоматери «Умиление» в старинном эмалевом окладе работы фирмы Ореста Курлюкова новый владелец приобрел за £168,000.
фото Sotheby's
Серебряная братина с Ильей Муромцем
Николай Тарабаров, Москва, ок. 1900
Предмет ушел с молотка за £72,000
В сердце братины — эмаль с изображением богатыря с картины Виктора Васнецова (1898).Чаша из серебра украшена чеканкой и гравировкой с растительными завитками, ручки украшены мотивом жар-птицы. Почти идентичная ваза в форме братины 1916 года, хранится в коллекции Эрмитажа. На петербургской братине выгравирована надпись «Земли русской витязю, Князю Николаю Леонидовичу Оболенскому на добрую память. Харьковъ. 7 декабря 1915 – 16 июля 1916 г.» и воспроизведены автографы дарителей. Летом 1978 году на Sotheby's была выставлена очень похожая братина с Добрыней и Ильей, она также стала главным предметом торгов 11 декабря 1990 года. «Три богатыря» Виктора Васнецова — это культовый образ, который вновь и вновь появляется в работах лучших русских эмальеров того периода, включая Федора Рюккерта и Николая Тараброва, мастера, создавшего эту братину. Как и в образце из Эрмитажа, эмальер решил здесь немного отойти от вдохновляющего образа, изобразив только центрального богатыря и город вдалеке, окруженный стеной, русские золотые луковичные купола которого возвышаются над городскими стенами. Стиль графики перекликается с народным стилем или сказочными рисунками земель, которые можно найти в работах таких мастеров, как художник и сценограф Иван Яковлевич Билибин. Так эмаль создана в традициях возрождения славянского искусства того периода, которое оглядывалось на истоки России и ее далекое прошлое, пробуждая чувство национальной гордости».
фото Sotheby's
«Угощение устрицами» на фарфоре
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, ок. 1848
Ушла с молотка за £216,000
Золотая фарфоровая ваза эпохи Николая I с картиной Франца ван Мириса Старшего «Угощение устрицами » (1659). Холст голландского художника поступил в коллекцию Эрмитажа в 1769 году, вскоре после восшествия на престол Екатерины Великой. Ее внук, Николай I был особенно увлечён фарфором, время правления монарха отмечено образцами шедевров Императорского фарфорового завода.
фото Sotheby's
Фарфор с императорской армией
Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Николая I
Максимальная цена проданных экземпляров за £50,400
Исторический золотой фарфор времен Николая I представлен из британской частной коллекции. Музейный сервиз с изображением мундиров русской армии был впервые исполнен Императорским фарфоровым заводом в 1827 году по заказу императора. Литографии и акварели, воссозданные в фарфоре, были взяты из известных источников эпохи, в том числе «Собрание мундиров российской императорской армии» с работами Льва Белоусова. Военные тарелки с изображением императорских мундиров высоко ценились при дворе и являлись украшением парадных залов.
фото Sotheby's
Икона Богоматерь Умиление
Москва, фирма Ореста Курлюкова 1899-1908
Приобретена за £168,000
Старинный серебряный оклад иконы покрыт эмалью синего, розового и белого оттенков с растительными мотивами и золотыми цветами, инкрустированными камнями. Орест Курлюков основал фабрику серебряных изделий в 1884 году в Москве. Фирма создавала изделия в русском стиле, сотрудничала с мастерской Федора Рюкерта и Карла Фаберже.
фото Sotheby's
Голубь, серебряная шкатулка Fabergé
Санкт-Петербург, около 1890
Эстимейт £30,000 - 50,000
Остался у нынешнего владельца
Скульптурная шкатулка в виде голубя сделана из старинного царского серебра 84 пробы, покрыта позолотой. Голубь происходит из частного собрания художницы и коллекционера Амалии де Шультесс. Художница родилась в Швейцарии, жила в Нью-Йорке и Южной Калифорнии. В ее окружении были Пауль Клее, Мондриан, Альберто Джакометти.
фото Sotheby's
Портрет графа Суворова
По картине Никола-Себастьяна Фросте
Лот ушел с молотка за £57,600
Парадный портрет графа Александра Суворова создан по картине Никола-Себастьяна Фросте, которая находится в Эрмитаже. Представленный холст происходит из частной британской коллекции и был приобретен владельцем на аукционе Christie's в 1997 году. Генералиссимус русской армии представлен художником в генеральском мундире, с фельдмаршальским жезлом в руке, со звездами и знаками российских и иностранных орденов, с жалованным портретом Павла I в бриллиантах.
фото Sotheby's
«Васильки» Михаила Ларионова
Продан за £96,000
Натюрморт был написан во Франции. Первой владелицей картины была Ирина Гржебина, русская балерина и основательница школы балета в Париже. «Нежное облако ярко-синих васильков заполняет композицию, вызывая в памяти теплую атмосферу летнего луга. Расслабленное, неформальное качество работы еще больше усиливается тем, что художник помещает букет в белую эмалированную лейку, который стоит на скромном деревянном столе».
фото Sotheby's
Фарфоровая серия «Народы России»
«Крымская Татарка» 1909 года продана за £30,000
Оригинальная серия «Народы России» черпала вдохновение в рисунках книги немецкого этнографа Иоганна Готлиба Георги «Описание всех народов, населяющих Российскую империю, их образа жизни, религии, обычаев, жилищ, платьев и других примечательных особенностей, заказанной императрицей Екатериной II. «Каждый сведущий в этнографии знает, что на земном шаре нет ни одной страны, населенной таким большим множеством различных народов, как Российская империя» признавался Георги. Над оформлением фарфоровых моделей работал мастер Жак-Доминик Рашетт. Представлены «Барабинская баба», «Донской казак», «Донская казачка», «Самоедка» «Саам», «Сибирский Бухар», «Татарка», «Кабардинец», «Курил» — екатерининской эпохи, «Крымская татарка» 1909 года и «Персиянка» 1919 года. Фарфоровые фигурки были частым презентом для европейских монархов. Сегодня предметы являются украшением лучших музейных и частных собраний, среди которых Русский музей, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей Нью-Йорка.
фото Sotheby's
Портреты семьи Юсуповых работы Зинаиды Серебряковой
Портрет Феликса Юсупова, 1925
Продан за £276,000 (эстимейт £40,000 - 60,000)
Портреты Юсуповых происходят из частного британского собрания. Серебрякова навсегда покинула Петроград в конце августа 1924 года. В Париже зарабатывала на жизнь заказами на портреты, вначале от других русских эмигрантов. Феликс Юсупов, его супруга Ирина, племянница Николая II, и их дочь, которую родители ласково называли Bébé, поселились в Париже в 1920 году. Наиболее известный своей ролью в убийстве Григория Распутина в 1916 году, Феликс Юсупов был наследником одного из крупнейших состояний в императорской России. Семья Юсуповых окутана преданиями эпохи, а их фамильные сокровища бередят сердца коллекционеров не одно столетие.
фото Sotheby's
Серебряный ковш в стиле Старой России
Василий Агафонов, Москва, 1908-1917
Продан за £132,000
Дореволюционный золоченый серебряный ковш работы московской фирмы Василия Агафонова. Предмет богато украшен эмалью со стилизованными цветами и растительными завитками на оливково-зеленом фоне в белой бисерной окантовке, нос увенчан позолоченным императорским двуглавым орлом.
© Orloff Russian Magazine