От Айвазовского до Малевича: уникальные русские картины арт-рынка в 2024
Собрание
фото Sotheby's
Василий Кандинский. «Белый овал», 1921
Продан за $21,610,000
Sotheby's / Нью-Йорк, 18 ноября 2024
Холст патриарха абстрактной живописи стал самым дорогим русским произведением искусства, проданным на торгах в 2024 году. Это была одна из трех последних картин Кандинского, написанных в России. «Белый овал» продолжал странствовать по семи морям целое столетие. Картина находилась и в нью-йоркском собрании Соломона Гуггенхайма, украшала коллекции в Милане, Лондоне, Цюрихе, Риме и Токио. Последней хозяйкой беспредметного шедевра почти четверть века была американский магнат в индустрии красоты Сидель Миллер.
фото Московский аукционный дом
Иван Айвазовский. «Галатская башня при лунном свете», 1845
Продан за 130,000,000 руб.
Московский аукционный дом / Москва, 15 декабря 2024
Пейзаж представляет собой одну из первых работ Айвазовского, посвященную Константинополю. Вероятно, этот пейзаж упоминает Николай Собко в своем «Словаре русских художников» (1893), где говорится, что в 1845 году Айвазовский написал два вида Константинополя «со стороны Золотого Рога и со стороны Галатской башни» и оба были представлены императору Николаю I. В 1845 году живописец отправился в живописное путешествие к берегам Турции, Малой Азии и Греческого архипелага, сопровождая сына императора, 18-летнего великого князя Константина Николаевича. Художник писал: «Вояж мой с его императорским высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно в Константинополе, от которого я в восхищении. Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция».
фото Sotheby's
Марк Шагал. «Вирсавия», 1965
Ушла с молотка за $5,142,000
Sotheby's / Нью-Йорк, 15 мая 2024 года
Источником вдохновения позднего шедевра Шагала стал библейский сюжет. Царь Давид стоит на коленях у ног Вирсавии, очарованный ее красотой. Ветхозаветная история повествует, как однажды царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел купающуюся женщину, прекрасную Вирсавию. Картина из влиятельного нью-йоркского собрания возглавила рейтинг продаж Марка Шагала в 2024 году: Картина мастера «Красный и синий цирк» продана на Christie's за $2,349,000, «Выход на арену» ушел на Sotheby's за $1,996,000, а «Невеста, или возлюбленная с цветами» новый владелец приобрел на Christie's в Гонконге за 14,895,000 местных долларов.
фото Московский аукционный дом
Иван Шишкин. Девушка в сосновом бору, 1889
Ушла с молотка за 85,000,000 руб.
Московский аукционный дом / Москва, 2 июня 2024
Больше века назад пейзаж Ивана Шишкина был приобретен на выставке в Стокгольме, затем картина украшала стены старинного поместья Блумбакка. Картина написана в первозданном сосновом бору в окрестностях Нарвы-Йыэсуу, где художник работал в тот период над своими полотнами. В заповедных местах есть особенное дерево — «шишкинская» сосна, под которой, по местному преданию, любил сидеть русский художник.
фото Sotheby's
Константин Коровин. «Портрет дамы»
Ушла с молотка за £192,000
Sotheby's / Лондон, 15 октября 2024
На портрете Константина Коровина брюнетка у окна прижимает к груди розы. Ее красивое лицо и плечи ласкает солнце, комната залита светом. Кисть художника запечатлела известную театральную актрису Елизавету Найденову. В 1917 году Константин Коровин создал другой ее портрет — она стоит с букетом роз стоит у распахнутого вечернего окна. В 2017 году на Sotheby's картина «После бала» ушла с молотка за £272 750. Последние десятилетия проданный в 2024 году холст находился в частной коллекции в Нью-Йорке. На том же аукционе импрессионистский пейзаж Константина Коровина 1921 года «Вид Парижа» новый владелец приобрел за £204,000.
фото Sotheby's
Иван Айвазовский. «А.С. Пушкин у гурзуфских скал», 1899
Продана за £336,000
Sotheby's / Лондон, 10 октября 2024
На обратной стороне холста художник своею рукою оставил строку поэта «Там, где море вечно плещет…» Представленный холст написан в 1899 году, когда Россия праздновала 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Иван Айвазовский увековечил поэта на морских берегах. Пушкин стоит на камне посреди синего моря, залитого лунным светом, протягивая ладонь к стихии и скалам. На заднем плане мы видим женщину, которая становится свидетелем живописной сцены. По сюжету, рассказанному Айвазовским на холсте, именно она подарит гению загадочный талисман. Картина происходит из частного немецкого собрания.
фото Sotheby's
Зинаида Серебрякова. Портрет Феликса Юсупова, 1925
Продан за £276,000
Sotheby's / Лондон, 26 ноября 2024
На аукционе был представлен фамильный триптих Юсуповых кисти Серебряковой — Феликс Юсупов, его супруга Ирина, племянница Николая II, и их дочь, которую родители ласково называли Bébé. Самым дорогим портретом стал портрет Феликса Феликсовича. Наиболее известный своей ролью в убийстве Григория Распутина в 1916 году, Феликс Юсупов был наследником одного из крупнейших состояний в императорской России. Семья Юсуповых окутана преданиями эпохи, а их фамильные сокровища бередят сердца коллекционеров не одно столетие. Портрет Юсуповых происходит из частного британского собрания.
фото Christie's
Казимир Малевич. «Магнетическая конструкция», ок. 1916
Продан за $94,500
Christie's / Нью-Йорк, 20 ноября 2024
Один из четырех рисунков Малевича на пожелтевшем листочке в клетку, принадлежавших влиятельному дизайнеру и филантропу Мике Эртегюн. Этой осенью аукционный дом провел масштабные торги коллекции супруга основателя студии звукозаписи «Atlantic Records» и сына турецкого дипломата Ахмета Эртегюн, представив сотни старинных предметов из ее резиденций по всему миру. Среди предметов встречалась дореволюционная мебель, собрание сочинений Ивана Тургенева и библиотека книг по русскому искусству.
фото Sotheby's
Хаим Сутин. «Девочка в синем платье с красным воротником», 1928
Ушла с молотка за €1,439,500
Sotheby's / Париж, 23 апреля 2024
«В своих портретах незнакомцев живописец одержимо прорабатывает композицию, искажая и смещая черты лица. Эти преувеличения в выражении его портретов позволяют ему передать реалии, характерные для каждой из его моделей, и превратив банальную внешность в драматическое изображение», — сообщают эксперты. Картина гения с Монпарнаса долгое время украшала частные нью-йоркские собрания, последние годы была представлена публике в Музее Израиля (Иерусалим).
фото Christie's
Наталия Гончарова. «Ваза с цветами», 1914
Ушла с молотка за £201,600
Christie's / Лондон, 10 октября 2024
Натюрморт русской авангардистки долгое время находился в частных коллекциях Милана. В 1986 году картину показывали публике на выставке в венецианском Палаццо Грасси. В год, когда написан натюрморт, художница по приглашению Сергея Дягилева приступила к работе театральными эскизами к постановке «Золотой петушок» в Париже. Вместе с Михаилом Ларионовым они устраивают выставку в галерее Поля Гийома.
фото Bonhams
Николай Фешин. «Портрет мадам Д.», 1925
Ушел с молотка за £356,000
Bonhams / Лондон, 25 сентября 2024
Импрессионистская картина Фешина известна как «Портрет мадемуазель Дактер». На ней запечатлена женщина в роскошном платье и с черным веером. Существует рассказ, связанный с этой картиной. В феврале 1940 года одна из галерей в Лос-Анджелесе собиралась представить картины русского мастера. Он должен был выслать свои работы, но чуть ли не до последнего часа они оставались в мастерской. Тогда владелец галереи Эрл Стендаль на частном самолете отправился к художнику в Палм-Спрингс. Оказалось, Николай был настолько увлечен своей живописью, что не обращал внимания на письма. Калифорнийский арт-дилер погрузил на самолет холсты, которые еще пахли свежей краской, и взмыл над каньонами. Среди картин был и «Портрет мадемуазель Дактер».
фото Christie's
Николай Рерих. «Гималайский монастырь», 1931
Продана за £226,800
Christie's / Нью-Йорк, 18 сентября 2024
Картина напоминает о путешествиях Рериха и серии работ «Святилища и цитадели», которую художник в 1925 году во время путешествий своей семьи в регион Ладакх на севере Индии. «Здание на этой картине, Гималайский монастырь, окутано эфирным светло-голубым светом, который подчеркивает холодную горную среду вместе с ее божественностью. Монастырь расположен на более темной горе, в то время как само здание становится единым со снежными вершинами на заднем плане, которые купаются в том же свете. Есть ощущение неотъемлемого расстояния, которое необходимо преодолеть, чтобы получить доступ и понять священное и божественное, что Рерих понимал с самого раннего возраста», — рассказывают эксперты Christie's.
© Orloff Russian Magazine