Русские артефакты собрания Гетти

Christieʹs

Коллекция Энн и Гордона Гетти
Коллекция Энн и Гордона Гетти/ Экспозиция

 

Минувшая продажа на Christieʹs ослепительной коллекции четы Гетти открыла бесценные русские артефакты, которые долгие годы оставались недоступными публике в стенах виллы с видом на залив Сан-Франциско. Интерьер дома Энн и Гордона Гетти стал прибежищем и русского искусства, которому была отведена здесь особая гостиная. Среди захватывающих предметов особняка — редчайший портрет Нижинского, ковры, люстры, драгоценные вазы, фарфор из старого Петербурга, эскизы Бакста и Бенуа, предметы мебели Рудольфа Нуреева.

 

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Нижинского в «Сиамском танце», 1910 / фото Christieʹs
Жак-Эмиль Бланш. Портрет Нижинского в «Сиамском танце», 1910 / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Портрет Нижинского
Русское собрание Гетти венчает портрет Вацлава Нижинского кисти Жака-Эмиля Бланша. Новый владелец приобрел холст 1910 года за $2,700,000. Художник был одержим дягилевским балетом, Нижинский был одним из гостей его богемного дома. Живописец выбрал снимок на фоне ширмы коромандельского лака в гостиной, на которой Нижинский в роскошном костюме по эскизу Льва Бакста для «Сиамского танца». После летней премьеры в Париже критик напишет: «Это образы Востока, мерцающие, сияющие, вызывающие воспоминания об азиатских континентах, золотых рассветах и арабских часах под заморским небом». Первой хозяйкой портрета была знаменитая Дэйзи Феллоуз — внучка американского промышленника Исаака Зингера и племянница герцогини Виннаретты де Полиньяк.

 

Кресло из дома Энн и Гордона Гетти / Вероятно, Россия, Санкт-Петербург, 1825 / фото Christieʹs
Кресло из дома Энн и Гордона Гетти / Вероятно, Россия, Санкт-Петербург, 1825 / фото Christieʹs

Кресло XIX века
Эксперты говорят о русском происхождении кресла редкой красоты, которое стояло за письменным столом на вилле в Сан-Франциско. Предмет датируют 1825 годом и связывают с петербургской мебелью и именем Андрея Воронихина. Кресло выполнено из красного дерева с ормолу. Спинка сделана в виде большой раковины, в которую инкрустирована перевернутая позолоченная раковина меньшего размера, позолоченные подлокотники представляют мифических морских лошадей — гиппокампусов, а ножки кресла украшены золотым пламенем. Текстиль от Сабины Фей Брекстон. Хозяйкой этого шедевра некогда была Дэйзи Феллоуз, в доме которой долгие годы висел и портрет Нижинского. Кресло ушло с молотка за $100,800.

 

Лев Бакст, 1921 год. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица» / Из собрания Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Лев Бакст, 1921 год. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Лев Бакст, 1922 год. Модные фантазии / Из собрания Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Лев Бакст, 1922 год. Модные фантазии / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Лев Бакст, 1910. Эскиз костюма для балета «Жар-птица» / Лев Бакст, 1917 год. Эскиз костюма к опере «Садко» / Из собрания Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Лев Бакст, 1910. Эскиз костюма для балета «Жар-птица» / Лев Бакст, 1917 год. Эскиз костюма к опере «Садко» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Эскизы Бакста
На аукционе представлено больше десяти эскизов Льва Бакста, работы мастера четверть века висели на стенах дома Энн и Гордона Гетти в Сан-Франциско. Сумма, вырученная за рисунки сценографа, составила $424,620. Самым дорогим стал эскиз Бакста на тему современного костюма, сделанный в 1922 году. Модель Бакста, только без синей вуали, была воплощена в 1912 году домом «Paquin». Спустя десять лет художник добавил в эскизы красочные вуали в стиле ар-деко. Эскиз ушел с молотка за $88,200. Среди работ из дома Гетти — эскиз костюма Альмеи к балету "Шехерезада" (1910) — продан за $84,420, эскиз костюма фрейлины с пажем для «Спящей красавицы» 1921 года — продан за $47,880.

 

Диван Рудольфа Нуреева из особняка Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Диван Рудольфа Нуреева из особняка Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Текстиль из парижского дома Рудольфа Нуреева / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Текстиль из парижского дома Рудольфа Нуреева / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Диван Нуреева
Среди жемчужин коллекции Энн и Гордона Гетти — диван из апартаментов Рудольфа Нуреева. Предмет ушел с молотка за $144,900 при оценке в $5,000 – 8,000. Диван запечатлен в во время знаменитой фотосъемки журнала «Architectural Digest» в 1985 году. Диван, покрытый бархатом марки Luigi Bevilacqua — венецианским текстилем ручной работы, сотканным на старинных ткацких станках, находился в парижской резиденции Нуреева. Рудольф Нуреев был приятелем миссис Гетти и частым гостем их калифорнийского поместья. Позже она купила приобрела несколько предметов интерьера своего друга, включая диван. «Диван занял почетное место в музыкальной гостиной миссис Гетти вместе с комплектом штор, также приобретенным в парижской резиденции Нуреева. В салоне Гетти на протяжении многих лет проходило множество музыкальных представлений, в том числе в исполнении Российского национального оркестра, давним покровителем которого был господин Гетти», — сообщают эксперты аукциона.

 

Павел Овчинников. Москва, 1899-1908, драгоценные вазы / фото Christieʹs
Павел Овчинников. Москва, 1899-1908, драгоценные вазы / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Вазы Овчинникова
Шедевры прославленного мастера были созданы в период с 1899 по 1908 году в Москве. Две вазы в позолоченном серебре украшает цветочный орнамент, выполненный в уникальной технике перегородчатой эмали. В калифорнийскую виллу предметы попали зимой 1986 года. Вазы работы Овчинникова приобретены в новое собрание за $52,920.

Ковер из императорских мастерских. Санкт-Петербург, 1790 / фото Christieʹs
Ковер из императорских мастерских. Санкт-Петербург, 1790 / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Ковер из императорских мастерских
Старинный ковер с корзиной, цветами и птицами, датируют примерно 1790 годом. Предмет был изготовлен в петербургской гобеленовой мастерской, открытой Петром I, когда император заключил договор с парижскими ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры. Редкое сочетание техники гобелена и узловатого ворса создает уникальную текстуру произведения. Антикварный ковер был приобретен четой Гетти в 1996 году в лондонской галерее «S Franses». Новый владелец приобрел ковер 18 века из Петербурга за $252,000.

 

Александр Бенуа. Рисунок Придворной Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца / фото Christieʹs
Александр Бенуа. Рисунок Придворной Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Александр Бенуа. 1920-е годы. Эскиз к пьесе «Царевич Алексей» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Александр Бенуа. 1920-е годы. Эскиз к пьесе «Царевич Алексей» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Рисунки Бенуа
Аукционный дом представил двадцать работ Александра Бенуа из фамильного собрания Гетти, которые были проданы за $85,050. Рисунок Придворной Воскресенской церкви Большого Царскосельского дворца, а также рисунки к балету «Диана де Пуатье» и «Евгению Онегину» долгие годы хранились у дочери художника Анны Бенуа-Черкесовой. В коллекции находились также эскизы Бенуа к балету «Петрушка», «Щелкунчик», операм «Садко», «Турандот», «Соловей», «Жонглер Нотр-Дама», пьесе «Царевич Алексей», немому кинофильму «Капитан Фракасс».

 

Императорский фарфоровый завод, 1887 год. Блюдо в японском стиле / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Императорский фарфоровый завод, 1887 год. Блюдо в японском стиле / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Блюдо Императорского Фарфорового Завода в японском стиле
Фарфоровый антиквариат времен Александра III находился в калифорнийском доме с 1999 года. Блюдо в японском стиле было изготовлено в 1887 году мастерами Императорского фарфорового завода. Петербургский шедевр на нежном золотом и розовом цвете представляет дивный сад, в котором сливаются воедино золотые облака, морская пучина и зеленые ветви, среди которых стилизованные портреты плывущих рыб, петуха, и парящей бабочки. Предмет ушел с молотка за $32,760.

 

Алексей Кившенко, 1890-е годы. Этюд / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Алексей Кившенко, 1890-е годы. Этюд / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Этюд Кившенко
Зарисовка верблюда была сделана художником Алексеем Кившенко, который в 1891 году сопровождал в археологической экспедиции по Ближнему Востоку искусствоведа Никодима Кондакова. Мадам Гетти приобрела картину в 1992 году на лондонском аукционе, где работу ошибочно приписывали Верещагину. Картина была продана за $40,320.

 

Наталья Гончарова. «Азиат» и «Африканский танцор» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Наталья Гончарова. «Азиат» и «Африканский танцор» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Два эскиза Гончаровой
Среди сценографических работ собрания Гетти оказалось два эскиза Натальи Гончаровой — «Азиат» и «Африканский танцор». Эскизы ушли с молотка за $7,560.

 

Марк Шагал, 1948. Иллюстрации к сборнику «Тысяча и одна ночь» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Марк Шагал, 1948. Иллюстрации к сборнику «Тысяча и одна ночь» / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Двенадцать литографий Марка Шагала
Живописные иллюстрации Марка Шагала к сборнику «Тысяча и одна ночь» были созданы в городке Хай Фоллз во время скитаний художника. Мастер воплотил в красках четыре сказки: «Сказка о Камар-аз-Замане и жене ювелира», «Сказка о Бедр-Басиме и Джаухаре», «Рыбак Абдулла и Водяной Абдулла», «Эбеновая лошадь». Рисунки были написаны гуашью, и были изданы серией литографий в 1948 году в издательстве «Pantheon Books» в Нью-Йорке. Всего увидело свет 90 пронумерованных экземпляров, один из которых с 1996 года находился в поместье Энн и Городона Гетти. Литографии к арабским ночам проданы на Christieʹs за $264,600.

 

Ленинградский фарфоровый завод, 1925. Блюдо с эскизом Льва Бакста / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs
Ленинградский фарфоровый завод, 1925. Блюдо с эскизом Льва Бакста / Коллекция Энн и Гордона Гетти / фото Christieʹs

Овальное блюдо с эскизом Бакста
Коллекционерам было представлено изысканное фарфоровое блюдо со сценическим портретом Нижинского из собрания посла Александры Коллонтай. Предмет, датированный 1925 годом, изготовлен петербургскими мастерами и представляет легендарный эскиз Льва Бакста для балета «Пери» 1911 года. Стоимость продажи составила $59,220.

 

© Orloff Russian Magazine