На Sotheby's продали самую редкую рукопись Прокофьева

Russian Ouverture

Манускрипт Сергея Прокофьева «Увертюры» / £87,500

Сергей Сергеевич Прокофьев / Манускрипт «Увертюры», проданный на торгах Sotheby's за £87,500

«Это самый значительный манускрипт Прокофьева, когда-либо выставленный на аукцион, — сообщают эксперты аукционного дома. — На самом деле, едва ли не единственный случай. Большинство его рукописей хранятся в архивах или русских институтах». Манускрипт «Увертюры» русского композитора, написанный в 1920-х, ушел с молотка на торгах в Лондоне 7 декабря за £87,500. На одиннадцати страницах — многочисленные пометки, исправления, музыкальные схемы, оставленные рукой великого композитора.

Вероятно, первоначально «Увертюра» была предназначена для неопубликованного балета «Трапеция», заказанного Сергею Сергеевичу Прокофьеву в 1924 году Борисом Романовым, руководившим в Берлине «Русским романтическим театром». Композитор, который жил в Париже, но бывал в разных городах Европы, получил гонорар в 10 тысяч франков. «… Ради заработка я принял заказ на небольшой балет. Незамысловатый сюжет из цирковой жизни под заглавием «Трапеция» был для меня предлогом сочинить камерную пьесу, которая могла бы исполняться без всякого сюжета…», — напишет в мемуарах Сергей Прокофьев. Определенную часть сочинения композитор процитировал в известном «Квинтете для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса соль минор, op. 39», сочиненного в том же 1924. Указанный музыкальный фрагмент был использован для первого безымянного «Дивертисмент для оркестра, ор. 43», без фортепианной части, созданного композитором в период с 1925-29 годы.

«Эта рукопись обнажает удивительный талант и владение игрой молодого композитора. Она дает представление о том, что, хотя и очевидно, что Прокофьев использовал рабочую фортепианную версию, он мгновенно раскладывает музыку для оркестра и фортепиано, сразу записывая партитуру чернилами. Композитор пишет партитуру стихийно, добавляя оркестровые части здесь и там, инструменты, изначально не включенные в систему, не обязательно в их обычном порядке на странице… Манускрипт создает впечатление находящегося в рабочем черновом движении, и, хотя несколько фрагментов записаны не полностью, все предстает здесь совершенно ясным», — говорят в Sotheby's.

© Orloff Russian Magazine