Японская чайная церемония в Эрмитаже
Природа школы Урасэнкэ
Мидзуно Тосиката. Две дамы пьющие чай под цветущей сливой, 1899
25 августа, по случаю завершения экспозиции японской керамики Раку, Государственный Эрмитаж предлагает посетить уникальное действие — чайную церемонию мастеров Урасэнкэ. Она является одной из крупнейших школ-иэмото, посвященных изучению, постижению, употреблению чая. Непосредственно руководить всем процессом будет Сэн Макико — наследница дома Урасэнкэ, представляющая традиции и каноны своих отцов. На первый взгляд прозвучит странно, что этот древний напиток, можно не просто пить, но и слушать его и разговаривать с ним.
Большое количество основных и более мелких школ на Островах Восходящего Солнца по-разному не только заваривают, разливают и пьют чай, но и понимают его. Именно этим и отличаются люди, вставшие на «путь чая». Каждый неофит, пожелавший проникнуть в глубины чашки с повседневным для большинства жителей планеты напитком, должен пройти несколько ступней обучения. В конце пути он достигнет состояния единения со своей целью — увидеть истину чая. Только после этого он сможет сам стать учителем, и получит возможность передавать полученные знания другим. Исходя из такой философии, чай начинает воплощать в себе не сугубо эгоистичную идею утоления жажды и достижения состояния бодрствования, но и вносит элемент нравственного и физического наставления в жизнь каждого человека. Это во многом стало возможным благодаря тому, что эту культуру и связанные с ней нормы разработали японские буддийские монахи. Одним из самых почитаемых является Эйсай, прозванный «учителем государства» и написавший один из первых трактатов о чае. Таким образом, весь путь — от обучения до применения знания — становиться похожим на медитативные и образовательные дзэн-практики.
Это событие позволит пережить настоящую любовь к чаю. Помимо основного действия — демонстрационного показа церемонии, госпожа Сэн Макико прочтет лекцию о японской культуре чаепития, ее понятиях и законах, ее простоте и глубине, внутренней красоте и духовной символичности. А кто не успел посетить выставку «Керамика Раку: космос в чайной чашке» — поспешите. Ведь именно посуда этого типа, созданная в 16 веке по просьбе самого влиятельного патриарха японской чайной традиции Сэн-но Рикю, долгие годы ассоциировалась с церемониальным чаепитием в Японии. Главным отличием было отсутствие гончарного круга при работе ремесленника — придание формы осуществлялось исключительно руками, что наделяло каждый новый предмет непохожей и загадочной индивидуальностью. Как та, что подобно пару от горячего чая хранится и передается каждой отдельной школой чайного мастерства на Японском архипелаге.
© Orloff Russian Magazine
Японская чайная церемония, 1880-е
Китагава Утамаро. Официантка Окита из чайного домика Нанива-я, 1790-е
Керамика Раку. Выставка в Эрмитаже, лето 2015