Запах ар-деко в Париже: выставка ERTÉ
Ary Jan
«Исключительная выставка: Роман Тыртов или "ERTÉ"» в Галерее Ary Jan. Париж, 2025 / фото galeriearyjan.com
Парижская галерея Ary Jan этой зимой представила публике экспозицию работ гениального Эрте, маэстро ар-деко. «Исключительная выставка: Роман Тыртов или "ERTÉ"» включает свыше ста роскошных гуашей Эрте разных лет. Эскизы театральных костюмов и декораций, дизайн модных платьев, литературные эмблемы и зарисовки для актрисы Зизи Жанмер.
«Истоки искусства Romain de Tirtoff можно найти в его родном городе Санкт-Петербурге, где в первое десятилетие 20-го века говорили на французском, а искусство было вездесущим. Когда Эрте начал работать над оперными спектаклями после 1945 года, его питала вечная страсть к русскому балету и воспоминания о постановках в Мариинском театре, которые были детским потрясением. Поскольку у его родителей был абонемент в знаменитый петербургский театр, юный Роман мог ходить туда каждый вторник, видеть и слушать друга отца Римского-Корсакова, Сару Бернар в «Даме с камелиями» и даже присутствовать на дебюте Сергея Прокофьева в 1911 году. Помимо музыки, на мальчика оказал сильное влияние балет, в девять лет ему начала давать уроки танца Мария Петипа. Разрываясь между танцем и рисованием, Роман Тыртов долгое время колебался между двумя этими увлечениями. В конце концов, он избрал рисование, убежденный, что мог бы прожить без танцев, но не без живописи. Влияние родного города можно увидеть в его поэтическом, мечтательном, а иногда и драматическом характере. Во время своих долгих визитов в Эрмитаж он внимательно наблюдал греческие вазы, персидские миниатюры, восточные арабески и внушительное благородство русского искусства. Все это влияние позже с бесконечной тонкостью будет обнаружено в его произведениях», — рассказывают кураторы выставки.
Петербургский гений ERTÉ, сделавший инициалы своим псевдонимом, покинул город на Неве в 1912 году, а уже в 1913 году он работал у модного гуру Поля Пуаре. В 1915 году Эрте начал сотрудничать с Harper's Bazar, для которого сделал 240 обложек и не менее 2500 рисунков. Хроника увековечила реплику Херста: «Чем бы был наш журнал без обложек Эрте?». Спустя время Романа Тыртова захватывает сценография — сказочные фантазии он воплощает на парижских сценах Folies Bergère, Bal Tabarin, Bataclan, Casino de Paris, работает для голливудских кинолент «Metro-Goldwin-Meyer».
Казалось, магия ар-деко заполняла любое пространство, где появлялся ее мастер. Современник оставил описание дома Романа Тыртова: «Вилла Эрте находилась на вершине холма, над казино "Монте-Карло" и прилегающими садами. На вокзале меня ждал фиакр. Лакей, одетый в сюртук в зеленую и белую полоску, с черными атласными рукавами, открыл мне двери виллы. Меня провели в огромную, светлую комнату, где единственной мебелью были большое бюро и стул, поставленный в самом центре на черно-белом шахматном мраморном полу. Стены были завешены серо-белыми полосатыми занавесами, висевшими очень высоко. Вошел Эрте. Он был одет в широкую пижаму, отделанную горностаем. Огромный персидский кот, выгибая спину, скользил между ног вошедшего... «Хотите видеть мои эскизы?» — спросил Эрте и, подойдя к стене, потянул шнур, раздвинув серо-белые шторы; открылись сотни рисунков в рамках, развешанных строгими рядами. Мне показалось, что никогда не существовало более плодовитого и более утонченного художника, чем этот маленький русский, рисовавший дни и ночи экзотических женщин с удлиненными глазами, извивающихся под тяжестью меха, перьев райских птиц и жемчуга…»
© Orloff Russian Magazine
ERTÉ. «Бальтазар», эскиз к постановке «Les Rois des Légendes» для Théâtre Femina, 1919 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. «Каспар», «Король Лахорский», эскизы к постановке «Les Rois des Légendes» для Théâtre Femina, 1919 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. Театральный эскиз для представления «Ненастная погода», 1974 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. «Звезда Голливуда II», 1952 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. Эскиз костюма для постановки «Распутин», 1972 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. «Сшитый на заказ костюм», 1916 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. Эскиз для оперы Дж. Верди «Травиата». «Пиковый король» и «Дама треф», 1948 / фото galeriearyjan.com
ERTÉ. Эскиз для оперы Дж. Верди «Травиата». «Пиковый король» и «Дама треф», 1948 / фото galeriearyjan.com
Роман Тыртов, ERTÉ / фото galeriearyjan.com