Дягилевская реликвия: костюм по лекалам Матисса продают на Christie's
Ballets russes
Анри Матисс. Костюм придворной дамы для балета «Соловей», 1920 / фото Christie's
Оригинальный костюм, выполненный по эскизу Анри Матисса для постановки балета 1920 года Сергея Дягилева «Соловей», выставлен на торги аукционного дома Christie's. Историческую реликвию русских сезонов оценили в £80,000-£120,000.
Костюм придворной дамы, несущей фонарь, сделан из расписанного вручную шелка с бархатной окантовкой, инкрустированной бисером. Театральная ценность музейного уровня уйдет с молотка в рамках дневных торгов, посвященных импрессионизму и современному искусству 23 июня в Лондоне.
Редчайший сценический костюм впервые продали в частное собрание летом 1968 году, когда появился на распродаже Sotheby's имущества вскоре снесенного лондонского театра Scala. В 2000-х был приобретен британскими коллекционерами Ольгой и Айвором Мазур. Именно этот костюм экспонировался в Москве на выставках во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Государственной Третьяковской галерее в 2009 году.
Мировая премьера балета Le Chant du Rossignol состоялась на сцене Парижской Оперы 2 февраля 1920 года. Композитор Игорь Стравинский превратил музыку оперы в симфоническую поэму «Песнь соловья», а Леонид Мясин создал новый балет. Оформление постановки Дягилев поручил Анри Матиссу. «Я должен принять участие в создании костюмов», — сообщал в письме госпоже Амели Матисс художник 28 октября 1919 года. Известно, что во время работы над сценической одеждой Матисс изучал китайские костюмы в лондонском Музее Виктории и Альберта. Вдохновленный воспламеняющим цветом Русских Сезонов, он знал с самых первых минут, что хочет видеть на сцене — балет должен «напоминать живопись, только с движущимися красками». Чувство текстуры и ткани, помноженное на гений художника, сделали работу эмоциональной и сложной, а претворенная в ткань живопись Матисса стала магией русской сцены.
© Orloff Russian Magazine
Анри Матисс. Сценическая зарисовка к балету «Соловей», 1920