Портрет Нижинского уйдет с молотка в Нью-Йорке

Christieʹs

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Вацлава Нижинского в «Сиамском танце», 1910. В интерьере дома Энн и Гордона Гетти, Сан-Франциско. Фото Christie's

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Вацлава Нижинского в «Сиамском танце», 1910. В интерьере дома Энн и Гордона Гетти, Сан-Франциско. Фото Christie's

Портрет гения «Русских сезонов» Вацлава Нижинского кисти Жака-Эмиля Бланша выставлен на предстоящие торги Christie's. Холст оценивают в $1,000,000-1,500,000.

Картина долгие годы находилась среди предметов искусства в калифорнийском доме Энн и Гордона Гетти. 20 октября 2022 года портрет Вацлава Нижинского в «Сиамском танце» уйдет с молотка в Нью-Йорке, открывая масштабную распродажу шедевров американской четы.

«Собрание Энн и Гордона Гетти — симфония бесценных шедевров среди самых уважаемых коллекций в истории из одного из легендарных домов Америки — будет продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в рамках серии знаковых продаж, которые начнутся в октябре 2022 года. Почти 1500 превосходных предметов декоративного и изобразительного искусства будут предложены Christie's из резиденции пары в Сан-Франциско. Доходы от продажи в октябре этого года пойдут в пользу Фонда искусств Энн и Гордона Гетти, который занимается поддержкой организаций искусства и науки», —сообщили представители аукционного дома.

Портрет Вацлава Нижинского был написан в 1910 году. Художник был одержим русским балетом настолько, что получил от Дягилева прозвище «Крестного Ballets Russes». Жак-Эмиль Бланш писал: «Русские балеты, за которыми нам нравилось следить каждый вечер, так вдохновляют и развили во мне вкус к цвету». Ему позировали также Игорь Стравинский, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина.

Одним из летних воскресных дней Нижинский вместе с балериной Тамарой Карсавиной посетил знаменитый дом художника, где каждое воскресенье собирался цвет парижского искусства. Марсель Пруст называл эти встречи «Старыми воскресными беседами» (Les Anciens Causéries du Dimanche). Кстати, именно сад Жака-Эмиля Бланша вдохновил Дебюсси на «Сады под дождем». Именно там Жан Кокто сделал наброски для легендарной афиши с Нижинским «Призрак розы». Эжен Дрюэ, фотограф, известный своими снимками скульптур Родена, прибыл запечатлеть идола публики для будущей работы над портретом. Такой метод использовали, к примеру, Дега и Мане.

Нижинский позировал в саду и в салоне художника, который считался одним из самых красивых в Париже. «Как только юноша облачился в сиамский костюм красного, золотого и синего цветов, бабочки были взбудоражены. Сверхъестественное существо, которое парило между цветущими каштанами и травой, кружило вокруг рододендронов, и, казалось, собирало пыльцу, будто пчела». Для портрета Жак-Эмиль Бланш выбрал фотографию из гостиной. Вацлав стоит на фоне ширмы коромандельского лака на восточном ковре. Он одет в роскошный костюм по эскизу Льва Бакста, сочиненный для «Сиамского танца» в хореографии Михаила Фокина. «Ориенталии» были представлены впервые на сцене Мариинского театра. После летней премьеры 1910 в Париже критик напишет: «Это образы Востока, мерцающие, сияющие, вызывающие воспоминания об азиатских континентах, золотых рассветах и арабских часах под заморским небом».

Первой владелицей портрета станет дочь герцога, внучка американского промышленника Исаака Зингера и племянница герцогини Виннаретты де Полиньяк. «В салоне Национального общества его покупает семнадцатилетняя девушка [ sic ]; Она дочь герцога Деказа, зятя принцессы Эдмона де Полиньяка и Зингера...», — напишет художник. Юная аристократка спустя годы войдет в историю как Дэйзи Феллоуз — одна из самых блистательных икон стиля эпохи.

© Orloff Russian Magazine

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Вацлава Нижинского в «Сиамском танце», 1910. Фото Christie's

Жак-Эмиль Бланш. Портрет Вацлава Нижинского в «Сиамском танце», 1910. Фото Christie's

Вацлав Нижинский в саду Жака-Эмиля Бланша, 1910. Фото Эжена Дрюэ

Вацлав Нижинский в саду Жака-Эмиля Бланша, 1910. Фото Эжена Дрюэ