Советское кино на парижских экранах
Cinémathèque française
Кадр из кинофильма «Аэроград» (1935) / реж. А. Довженко
На осенних рубежах, календарно и символически связанных со столетием Великой русской революции, Французская синематека решила провести большой показ советского кино 1920-1940-х гг. За основу ретроспективы взят достаточно широкий диапазон кинематографических работ — ранний авангард, колоритные грузинские полотна, «отложенные» на полки, классические шедевры. Условно погружая все ленты в общую культурную историю XX века, кураторы охватили не только самые культовые картины, но и малоизвестные широкому кругу зрителей.
Организаторы подошли к проекту с идеей: официальное советское кино имело иную систему создания и дальнейшей демонстрации, нежели, например, голливудская «фабрика грез», и во многом зависело от специально созданных властных институций.
«В игре в прятки между советской властью и художниками, одни были ограничены в свободе, другие — смогли сохранить ее. Еще в 1923 году Виктор Шкловский использовал метафору шахмат: «Конь ходит боком… Много причин странности хода коня, и главная из них — условность искусства… Вторая причина в том, что конь не свободен — он ходит вбок потому, что прямая дорога ему запрещена», — отмечает французский кинокритик и куратор показа Бернар Эйзеншиц.
С полным списком можно ознакомиться на сайте «Синематеки». Ретроспектива продлится до 27 декабря.
© Orloff Russian Magazine