Выставлен на торги легендарный занавес Шагала из собрания Гафесчяна

Bonhams

Шагал работает для Metropolitan Opera, 1966 / © 2017 Artists Rights Society (ARS), New York /ADAGP, Paris, photo © 2017 Isiz-Manuel Bidermanas. Image courtesy LACMA.

Шагал работает для Metropolitan Opera, 1966 / © 2017 Artists Rights Society (ARS), New York /ADAGP, Paris, photo © 2017 Isiz-Manuel Bidermanas. Image courtesy LACMA.

Театральный занавес 1967 года, расписанный Марком Шагалом для постановки «Волшебной флейты» Моцарта в Метрополитен-опера, выставлен на торги. Панно оценивают в $250,000 — 450,000. Реликвию представят на торгах «Bonhams» в Нью-Йорке 17 ноября 2020 года.

Больше полувека уникальный занавес хранился в стенах Линкольновского центра исполнительских искусств на Манхэттене. В марте 2007 года его приобрел на частной продаже Sotheby's известный армянский бизнесмен и филантроп Джерард Гафесчян.

Занавес для финальной сцены «Волшебной флейты» — последний аккорд кропотливой сценографии мастера. Работа над проектом заняла у Шагала три года, в течение которых им было создано больше 120 сценических костюмов, 28 театральных объектов и 13 огромных живописных декораций. Благодаря театру художник воплощал на сцене реальность своих холстов, продумывая каждую деталь, фактуру, формы, цветопись. «The World Journal Tribune» той весной напишет, что эти костюмы — не что иное, как «картины Шагала, обернутые вокруг людей».

Марк Шагал работал над театральными эскизами с русским художником-сценографом Володей Одиноковым. Ученик Евгения Евгеньевича Лансере, после войны он попал в Америку, где работал в театральной мастерской Евгения Дункеля. В 1950-х годах сценограф возглавил театральную мастерскую «Metropolitan Opera», где и произошло знакомство Шагала и Одинокова. Володя Одиноков перенес эскизы Шагала на необъятную поверхность театрального занавеса. Используя оптоскоп собственной конструкции, он превратил гуаши на бумаге в большие театральные занавесы, не потеряв ни одного из ярких цветов Шагала. Последние штрихи на костюмы и маски, оживляя персонажей, наносил сам Шагал.

«Финальный занавес пробуждает мир лирических детских воспоминаний — ритуальную музыкальную сцену, фигуры, воплощающие архетипические образы, обозримые на протяжении всего творчества Шагала. Отеческая фигура Зарастро, верховного жреца солнца, стоит в центре композиции с поднятыми руками, желтая корона на его голове напоминает библейских царей Давида и Соломона… Справа от Зарастро мы видим плывущего музыканта, играющего на скрипке. Этот архетипический скрипач является символом, с которым Шагал связан лично «образом странствующего еврея», ведь большую часть своей жизни Шагал странствовал, в 1907 году переехав в Санкт-Петербург для изучения искусства, затем в Париж, а затем во время Второй мировой войны беженцем попал в Соединенные Штаты. Скрипки и виолончели, плавающие повсюду, символизируют роль песни в синагоге и влияние членов семьи Шагала, некоторые из которых были музыкантами. Скрипка — это инструмент исхода, ее брали с собой евреи, когда бежали или мигрировали», — рассказывает Bonhams.

© Orloff Russian Magazine

Занавес финальной сцены «Волшебной флейты», 1967 / Эстимейт  $250,000 — 450,000 / фото Bonhams

Занавес финальной сцены «Волшебной флейты», 1967 / Эстимейт  $250,000 — 450,000 / фото Bonhams

 

«Волшебная флейта» Моцарта на сцене Metropolitan Opera, в Нью-Йорке, 1967 / Сценография Марка Шагала / Frank Dunand / Metropolitan Opera Archives

«Волшебная флейта» Моцарта на сцене Metropolitan Opera, в Нью-Йорке, 1967 / Сценография Марка Шагала / Frank Dunand / Metropolitan Opera Archives

 

Афиша «Волшебной флейты» Моцарта, 1967 / Художник Марк Шагал

Афиша «Волшебной флейты» Моцарта, 1967 / Художник Марк Шагал